ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
им. АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА


 

Е.КЛОЧКОВА. ПРАЗДНИК МУЗЫКИ АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА


С двенадцатого по девятнадцатое ноября 2001года в Симферополе проходил Третий Международный конкурс молодых пианистов Алемдара Караманова. В нем приняли участие музыканты от восьми до восемнадцати лет из разных городов России, Украины, Южной Кореи. Среди крупных многотурных юношеских конкурсов, проводимых на Украине («Памяти В. Горовица» в Киеве, «На родине Прокофьева» в Донецке, конкурс В. Крайнева в Харькове и др.), карамановский является одним из самых престижных и трудных. Уникальность его состоит в том, что он проводится на родине ныне здравствующего композитора, живущего в Симферополе. Его присутствие одухотворяет музыкальную атмосферу этого города.

Имя Алемдара Караманова на Украине и в Крыму не нуждается в представлении. Каждый, даже не имеющий прямого отношения к музыке, знает его как автора гимна Автономной Республики Крым. Но творчество композитора столь огромно и значительно, что «объять» его масштабы Украине пока остается не под силу. Конкурс же имеет колоссальное значение в воскрешении фортепианного богатства музыки композитора. Благодаря конкурсу появилась возможность услышать ранние фортепианные произведения А. Караманова, написанные им в детском возрасте, — то есть в возрасте самих конкурсантов. Во всех трех возрастных группах помимо традиционной конкурсной программы обязательным являлось исполнение сочинений А. Караманова, кстати, превосходно изданных в четырех тетрадях симферопольским издательством «Вперед».


Третий Международный конкурс можно назвать неделей карамановской музыки в Симферополе. С первых же часов его открытия и до последней минуты музыка Караманова не переставала звучать, она была своеобразным ореолом, звучащей путеводной звездой конкурса. На торжественном открытии на сцене Крымского Академического русского драматического театра им. Горького прозвучали два выдающихся произведения композитора — Третья фортепианная соната в исполнении лауреата Международного конкурса Елены Клочковой (Москва) и Третий фортепианный концерт Ave Maria в исполнении Симфонического оркестра Крымской государственной филармонии (дирижер — народный артист Украины Алексей Гуляницкий, солист — заслуженный деятель искусств АРК Александр Яцков /Симферополь/). А через неделю в этом же зале звучали произведения композитора уже в исполнении лауреатов Третьего карамановского конкурса. К сожалению, мы все еще слишком редко имеем возможность слушать «живое» исполнение музыки Караманова, поэтому каждый шаг, сделанный в этом направлении, предстает как открытие того, во многом еще неведомого, сокровища, каковым является творчество композитора. На концертах конкурса поражало восприятие А. Карамановым собственных сочинений, часть из которых после почти сорокалетнего молчания автор услышал впервые. Можно было почувствовать нескрываемую радость и почти детский восторг, с какими композитор слушал свои произведения. А в словах композитора, сказанных на закрытии конкурса, ясно прозвучала мучительная горечь от сознания того, что большинство музыки, которой отдана вся жизнь, остается недоступной для слушателя.

Произведения А. Караманова юношеского периода, исполняющиеся на конкурсе его имени, отличаются проникновенным лиризмом, чистотой и возвышенной детской простотой. Их также отличает тесная связь с традицией русской классической школы. В детском исполнении произведения Караманова приобретают какое-то совершенно особенное, естественное и неповторимое звучание. На конкурсных прослушиваниях удивляла и покоряла искренность, с которой дети исполняли музыку Караманова. Чувствовалось, что она действительно волнует их, нравится им. Маленькие шедевры А. Караманова, такие как «Осенний вечер», «В лесу», «Моя тайна», «У моря», «Вечерний закат», «Грезы в пути», Вальс, Песня без слов (программа самой младшей возрастной группы, до десяти лет включительно), раскрывали особенную поэзию восприятия мира молодым композитором, который стал выражать свои чувства с помощью звуков с шести лет.

Для многих конкурсантов младшей группы произведения А. Караманова были среди первых, к которым вообще прикоснулся их исполнительский талант.

Во второй возрастной группе (одиннадцать–четырнадцать лет) произведениями, пользующимися наибольшей детской любовью, оказались Ave Maria и Два танца. Эти пьесы требуют от исполнителя не только высокой технической подготовки, но и особого духовного постижения их замысла. Ave Maria была написана композитором в зрелом возрасте, в 1973 году, когда в его мировоззрении произошел духовный переворот и он в своей музыке обратился к Богу, к религии. К этому времени им уже были написаны: цикл из десяти частей по четырем Евангелиям — «Совершишася», Stabat Mater, Реквием и другие произведения религиозного содержания. Фортепианная пьеса Ave Maria проникнута особым духовно-молитвенным состоянием, трепетной радостью благовещения. «Тишина» этой пьесы с ее двумя небольшими экстатически-взволнованными кульминациями тонко чувствуется и прекрасно передается детьми. Особенно порадовала своим исполнением этой пьесы Валерия Кучеренко (Донецк, педагог Орищук А.В.). Пианистка уже принимала участие во Втором карамановском конкурсе, и тогда стала его дипломантом, в этот же раз она получила Первую премию.

Для исполнителей третьей возрастной группы (пятнадцать – восемнадцать лет) излюбленным сочинением стала Баллада А. Караманова. Это произведение включено в обязательный список в этом году впервые и именно конкурсу обязано воскресением из архива композитора, где пребывало в забвении много лет. На Третьем конкурсе Баллада прозвучала во множестве различных интересных интерпретаций и «заново родилась» под пальцами талантливых молодых музыкантов. Особенное впечатление произвело исполнение Баллады пианисткой Бюн Е Вон — студентки Московской консерватории (пед. Слесарев Ю.С.). Эта девушка проявила на конкурсном прослушивании не только пианистический талант, понимание карамановского фортепианного творчества, но и огромное мужество, даже одержимость. Дело в том, что ехала она на конкурс почти неделю: ее не пропускали на украинской таможне, высадив ночью из поезда, дальше были проблемы с визой, из-за получения которой она опоздала на самолет. Судьба будто противилась ее приезду на конкурс. Но благодаря своей настойчивости пианистка все-таки прибыла в Симферополь чтобы сыграть свое любимое произведение Караманова и по праву завоевала Первую премию в номинации «Звучащий интернет». Правила этой номинации таковы: сначала музыкант присылает файл с записью своей игры через интернет, тем самым представ перед виртуальным жюри, состоящим из обыкновенных слушателей и известных музыкальных педагогов и пианистов из разных стран мира. Если участник в результате этого прослушивания получает положительный отклик, то его приглашают на конкурс, и он будет играть уже не перед виртуальным, а реальным жюри. «Звучащий интернет» — это еще одна прекрасная особенность карамановского конкурса, которая расширяет его возможности, способствует мировой пропаганде музыки композитора, привлекает все новых и новых ее поклонников. (Информацию о конкурсе можно получить в интернете по адресу http://welcome.to/karamanov ; электронная почта: igos @ yahoo . com )


Одним из самых приятных и долгожданных событий конкурса явился Финал в третьей возрастной группе. Впервые организаторы конкурса пригласили симфонический оркестр Крымской Государственной филармонии (дирижер — Алексей Гуляницкий) и предоставили участникам третьего тура возможность исполнять концерт с оркестром. В список исполняемых концертов был внесен и Концерт № 1 («Юношеский») А. Караманова. Молодая пианистка из Екатеринбурга Евгения Углова (пед. Шахновская А.А.) рискнула включить его в свой репертуар. Она получила Третью премию и приз за лучшее исполнение произведения А. Караманова. А слушатели, еще совсем не избалованные звучанием музыки Караманова, с восторгом оценили достоинства этого концерта, написанного в 1958 году, в музыке которого уже проявляется мощь и неукротимая творческая энергия композитора-пианиста. А. Караманов закончил Московскую консерваторию не только как композитор, но и как пианист. Он сам блестяще исполнял Первый концерт на своем выпускном экзамене и сохранившаяся любительская запись свидетельствует о совершенно фантастическом пианистическом даровании автора.

Карамановский конкурс имел огромное значение для молодых музыкантов. И проявилось оно не только в плодотворном общении с музыкой Караманова и с самим композитором, но и в возможности оценки пианистических и артистических качеств высокопрофессиональным международным жюри. Своими впечатлениями о прошедшем конкурсе поделился Председатель жюри — заслуженный артист России, профессор Московской консерватории Юрий Степанович Слесарев. Кстати, сам он родом из Крыма.

Юрий Степанович, скажите, пожалуйста, в чем, на ваш взгляд, отличие карамановского конкурса и в чем его особенность?

— Первое отличие в том, что этот человек жив и здравствует ныне. Очень приятно, что конкурс организован в честь действующего композитора. Потому что у нас вспоминают о человеке, к сожалению, только тогда, когда он уходит, а тут уже третий конкурс проходит, и сам, так сказать, виновник торжества присутствует на нем. На первом конкурсе он сидел даже в жюри. Теперь бывает на открытии и закрытии. Все это придает конкурсу какую–то особенную значимость. Этот конкурс — единственный крупный конкурс пианистов, который проходит в Крыму, а Крым уже доказал, что у него есть хорошие возможности подготовки музыкантов. Есть очень хорошие школы в Феодосии, Севастополе, Керчи. Ребята, которые оттуда выходят, сейчас завоевывают международное признание — это виолончелист Денис Шаповалов, пианист Игорь Четуев и другие. В Крыму всегда было много талантов и сейчас подрастает новая молодежь. Этот конкурс показал, что в Крыму он проводится заслуженно, так как есть кого показать и есть кому готовить исполнителей.

То есть вы высоко оцениваете украинскую пианистическую школу?

— Ну, Крым называть украинской пианистической школой сложно. Потому что там остались старые корни. Я даже не знаю, как ее назвать, советской, русской, но это — безусловно крымская школа. Я помню времена, когда еще учился в музыкальной школе, с 1954 года, прошло всего девять лет после войны, но уже вовсю работала филармония, симфонический оркестр приезжал к нам в Евпаторию каждый месяц. Сейчас этого нет. Нет денег на это, а тогда были деньги. Нас заставляли ходить на концерты, и мы с удовольствием делали это. Тогда еще оставалась старая культура, старая интеллигенция, которая посещала концерты. Это были не только музыканты — это был костяк интеллигенции города. И вот какой она школе принадлежала? Явно не украинской. Это было еще до присоединения Крыма к Украине. Крым поддерживает связь с Россией, открываются различные филиалы, например, филиал Московского университета в Севастополе. Мне кажется, что можно было бы сделать и филиал музыкальный. Конкурс как раз поддерживает связь с Московской консерваторией. Ведь Председателем жюри на Первом конкурсе была Вера Васильевна Горностаева, многие московские пианисты приезжают. Да и потом многие крымские педагоги получили российское образование — Александр Васильевич Яцков, например, закончил Гнесинский институт.

Юрий Степанович, как вы познакомились с творчеством Караманова?

— Я слышал на экзаменах в консерватории его произведения. У нас их играли. Например, ученики Михаила Леоновича Межлумова, Веры Васильевны Горностаевой. Межлумов учился с Карамановым на одном курсе в консерватории, дружил с ним. Он дает его произведения своим ученикам. Они исполняются с большим успехом. А потом на прошлом конкурсе, когда я был председателем жюри, прослушал уже больше сочинений. Мне кажется, что Караманов очень своеобразный композитор. Правда, то, что он написал для рояля, не составляет основу его творчества, скорее основное — это его симфонические произведения. Но вот Третий концерт очень впечатляет, в нем есть симфоническое начало, он очень значительный, как мне кажется.

А какая пьеса Караманова, исполняемая на конкурсных прослушиваниях, вам больше всего понравилась и в чьем исполнении?

— Ave Maria, конечно! Самая красивая пьеса. В чьем исполнении, трудно сказать. Мне всегда нравится, когда дети играют Караманова. Тут трудно сказать, кто играет хуже, кто лучше.

Что на ваш взгляд дает молодому музыканту участие в конкурсном соревновании?

— Многое дает. Мне кажется, что это очень полезно для молодых. Они общаются друг с другом, а в общении растет человек. Когда я приехал в Москву, я учился у замечательного педагога — Виктора Карповича Мержанова, но для меня важно было само окружение, высокая планка Центральной Музыкальной Школы. Начинается повышенная требовательность к себе. Когда совсем маленькие конкурсанты приезжают, они смотрят на других, начинают тянуться. И ведь это уже профессиональное соревнование. Человек ставит себя на профессиональную основу. Чем раньше это будет, тем лучше.

Как вы считаете, есть ли будущее у карамановского конкурса и каким вы его видите?

— Я думаю, что да. Во всяком случае, он уже третий раз проходит и всегда имеет большой резонанс не только в Крыму. Мне кажется, что этот конкурс должен быть более развернутым в смысле возраста участников. Можно сохранить и ранние возрастные рамки, но и привлечь более взрослых пианистов. Тогда студенты Московской консерватории могли бы принимать в нем участие. К сожалению, пока конкурс не имеет того, что дальше дает какую-то гастрольную деятельность, хотя бы небольшую. Когда организаторы конкурса будут иметь такую возможность, то конкурс обязательно привлечет больший интересный контингент участников.

Сейчас, когда конкурс уже позади, хочется порадоваться прежде всего тому, что состоялся прекрасный праздник музыки на крымской земле, вдохновляющий исполнителей, слушателей и, конечно, организаторов этого творческого соревнования. У истоков карамановского конкурса стоят великолепные музыканты, по-настоящему ценящие и любящие музыку своего земляка, многое делающие для того, чтобы открыть всему миру имя А. Караманова. Трудную работу по организации конкурса взяли на себя Председатель оргкомитета конкурса — заслуженный деятель искусств, министр культуры АРК М.М. Голубев, Исполнительный директор конкурса — Заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии Крыма И.П. Силинг, Художественный руководитель конкурса — заслуженный деятель искусств, лауреат государственной премии Крыма А.В. Яцков, руководитель проекта «Звучащий интернет» — кандидат философских наук, лауреат Государственной премии АРК И.Б. Силинг. Именно им мы обязаны тем, что организация конкурса прошла на высоком профессиональном уровне. У конкурса уже есть своя история, и есть будущее, намечаются новые проекты по проведению Четвертого конкурса. На церемонии торжественного закрытия Ирина Петровна Силинг — бесменная «хозяйка» всех карамановсих конкурсов — отметила, что этот конкурс состоялся только благодаря поддержке государства и лично Председателя Верховной рады Автономной республики Крым Л.И. Грача. Он вручил личную премию победителю соревнования в старшей группе — В. Ткачук (г. Харьков). И объявил, что конкурс состоялся только благодаря великому композитору Караманову!


«Фортепиано». 2002 № 1 (15)