ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
им. АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА


В настоящем разделе можно познакомиться с фортепианной игрой самого композитора, исполняющего свои произведения. Караманов был великолепным пианистом, обладавшим обширной палитрой художественных средств, его игра темпераментна, но всегда уравновешена в деталях, ему доступны в исполнении как тончайшее пианиссимо, так и убедительно мощные "оркестровые" кульминации, особенно при исполнении им на фортепиано своих симфоний.

К сожелению, нет студийных записей - большая часть записей производилась на домашних магнитофонах в моно-режиме. Но даже по этим записям можно судить об исключительной одаренности Алемдара Сабитовича как пианиста.


         В качестве первой записи представляется фрагмент фортепианного исполнения автором своей 11-й симфонии - первой части цикла симфоний «Совершишася» по четырем Евангелиям в десяти частях (запись сделана в ноябре 1989 года).

1-я часть симфонического цикла - «Ибо так возлюбил Бог мир». По словам композитора, эта часть – беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин, 3, 1–21), рассказ Никодиму, где ключевыми являются слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).


Get Adobe Flash player

         

         Программа симфонии "Град велий", являющейся частью цикла "Бысть", - картина города Вавилона, погрязшего в грехах. Музыка, изображает приход дьявола и встречу с великой блудницей. Это единственная симфония композитора, в которой торжествуют, беснуются и правят бал силы зла.

Неуклюжа, музыкально примитивна и по характеру нагловата короткая мелодия, стиснутая рамками терции и рисующая бесовский шабаш.

А.С.Караманов, следуя замыслу симфонии, использует при ее исполнении нарочито грубоватые пианистические штрихи, подчеркивающие уродливость и низменную природу изображаемых в симфонии сил.

         

Get Adobe Flash player


         Фрагмент раздела "Benedictus" из Реквиема, написанного композитором в 1971 году. Интересно сравнить авторскую интерпретацию на фортепиано и оркестрово-хоровое звучание той же темы (нижняя из двух кнопок). Разумеется, фортепиано не в состоянии адекватно передать спокойную торжественность, мощь и широту этой прекрасной гимнической мелодии. Но первоначально тема прозвучала на домашнем фортепиано - в звуках, близких к представленным на предлагаемом отрывке Реквиема.

         

Get Adobe Flash player

         Фрагмент первого фортепианного концерта в авторском исполнении - прекрасный пример того, как у талантливого пианиста эмоциональное начало формирует ритмические разбеги и приостановки, особый ритм дыхания, присущий естественной, взволнованной музыкальной речи и сообщающий ей свободу, полетность и, в итоге, убедительность.

Предлагаемая запись сделана в 1958 году на выпускном экзамене в консерватории, где молодой композитор представлял и другие свои сочинения: симфониетту, симфоническую сюиту, увертюру, несколько хоров. Георгий Свиридов, будучи председателем экзаменационной комиссии, отметил, что на него произвели яркое впечатление работы А. Караманова: «Этот юноша словно напоен музыкой, в нем бродят молодые силы...».


Get Adobe Flash player

         

         В авторском исполнении - фрагмент второго фортепианного концерта. Любительская фонограмма невысокого качества, но и по ней можно судить о яркой темпераментности пианиста. Эмоциональным напором, солнечной энергетикой, кипением молодых сил (сочинение 27-летнего композитора) пропитана вся музыкальная ткань концерта. И тем выразительнее по контрасту звучат эпизоды, когда как бы в усталости от избытка радости звуки фортепиано медленно тают, обозначая переход к созерцательному раздумью. Сравнительно небольшой по размерам концерт, выразительный, яркий и очень цельный по музыкальному настроению.

         

Get Adobe Flash player

         Кухня творчества: домашнее музицирование композитора, нащупывание мелодико-гармонического остова, свободные импровизации - беседа с собой и поиск образа, который дальше, украшенный оркестровыми одеждами, может стать кусочком задуманого звукового полотна.